Кубок мира по футболу 2018 получила Россия. Пожалуй, это главная новость декабря. И для спортсменов, и для бизнеса.
Ростов-на-Дону — в предварительном списке из 16 российских городов, где должны пройти матчи. По требованиям FIFA, для проведения чемпионата мира по футболу требуется 7500 гостиничных мест в радиусе 40 минут езды от стадиона. В Ростове, Азове, Таганроге и Новочеркасске, вместе взятых, пока насчитывается порядка 6200 мест. То есть не хватает еще 1300.
Заявленные на сегодняшний день проекты строительства отелей в Ростове эту потребность как раз удовлетворят. Все бы хорошо. Но тут встает другой вопрос. Что будет с этими объектами после чемпионата? Такие глобальные события, как саммит или чемпионат мира, приходят и уходят. А база остается и продолжает функционировать, предполагая постоянный спрос.
Возьмем, к примеру, саммит ШОС в Екатеринбурге. Специально к 2009 году там было введено в эксплуатацию порядка 1000 гостиничных мест. Саммит прошел, а номерной фонд остался. Сейчас отели — наполовину пустые. Таких случаев и за границей хватает: те же олимпийские объекты в Афинах — стоят, разрушаются. Все потому, что заранее не предприняли мер по развитию внутреннего спроса на спортивные сооружения.
Отсюда вывод: параллельно со строительством объектов для масштабных событий целесообразно развивать деловую инфраструктуру в целом.
На данный момент регион развивается активно. Намечены планы по строительству крупнейшего аэропорта юга России — «Южного хаба». Только что у ростовчан появился новый мост, открытия которого все с нетерпением ждали. К 2018 году на Левом берегу возведут мирового масштаба стадион на 45 тыс. мест. Чтобы объект не пустовал по прошествии чемпионата, вся инфраструктура Левбердона должна активно расти: и в конгрессно-выставочном направлении, и в спортивном, и в развлекательном. При таких обстоятельствах двух мостов будет уже мало. Тем более что исторический центр города географически располагается на его южной окраине.
Развивать инфраструктуру возможно только общими усилиями государства и бизнеса. Тут без взаимной поддержки не обойтись. Мы ощутили это на собственном опыте, когда проект строительства отеля Hyatt в Ростове «буксовал» три года, ожидая согласования городской архитектуры.
Инвестиции в гостиничный бизнес — самые «длинные», окупаются дольше всего. Поэтому здесь существенна любая форма господдержки: государственно-частное партнерство, всевозможные налоговые льготы, субсидирование процентной ставки по крупным инвестиционным проектам и т. д. Но главное — постоянно предпринимать действия по продвижению региона.
Не менее злободневно — создание четкой и ясной программы реализации инвестпроектов, их координации. В этом мы также убедились на собственном опыте. Я имею в виду пример «Программы развития плавания в Ростовской области». На сегодняшний день реконструировано десять, и построено два новых бассейна. Наша спортивно-оздоровительная ассоциация «Бассейны Дона» совместно с Федерацией плавания России и Ростовской области, министерством спорта, «Сбербанком» и другими участниками процесса, заключили соглашение, в котором прописаны обязанности сторон. Соглашение позволило перейти от разговоров к действиям. Каждый участник осознал свою зону ответственности и перешел к конкретным шагам.
Мы, как представители гостиничного бизнеса, понимаем, что гости едут не именно к нам. Они останавливаются у нас, чтобы работать с другими компаниями и делать бизнес в регионе. И чем больше будет развит наш регион, тем лучше будет всем. Здесь действует «эффект мультипликатора». Это значит, что один рубль, потраченный городом на арену, стадион или выставочный центр, приносит еще шесть рублей в экономику города. За счет того, что привлеченные этими объектами туристы пользуются в городе всеми сопутствующими услугами: посещают театры, рестораны, гостиницы. Причем этот закон действует в любой части мира, и соотношение составляет 1:6 почти повсюду. Так что если задача общая, почему не объединиться?