В последнее время SMS-маркетинг стал пользоваться популярностью среди ростовских компаний. Мотивировано это тем, что рассылка рекламы по SMS имеет очень низкую себестоимость и при этом охватывает целевую аудиторию благодаря возможностям таргетинга. Так, группы рассылки можно корректировать в зависимости от задачи каждой конкретной рекламной компании. При этом рекламодатели уверены, что эта форма продвижения воспринимается клиентами лояльно, поскольку изначально она рассчитана на то, что рассылку информации будет осуществлять компания, уже вызвавшая у клиента доверие. Впрочем, российские реалии показывают, что так происходит далеко не всегда, скорее наоборот, чаще потребителю будут докучать SMS от тех фирм, о которых ранее он мог и не слышать. При этом, получая назойливые сообщения о товарах на свой мобильный, люди редко задумываются о том, что это может нарушать их права. О том, как защитить свое личное время и персональные данные, «ДелоРу» рассказал член правления Торгово-промышленной палаты Ростовской области Николай Оганезов.
«Незаконное распространение SMS-рекламы и распространение персональных данных — это прецедентные дела в области, с которыми наши правоохранители и антимонопольная служба практически ранее не встречались за редким исключением», — отмечает Николай Оганезов. Вести борьбу с недобросовестными рекламодателями, осуществляющими SMS-рассылку, а попросту новый вид спама, на практике не так-то просто.
Но ростовскому правозащитнику удалось переломить ситуацию — Николай Оганезов сумел добиться привлечения к ответственности недобросовестных предпринимателей за незаконную SMS-рассылку.
На номер его мобильного телефона неоднократно поступали SMS-сообщения рекламного характера от сети ресторанов «Есть и Пить», тогда как он не давал предварительного согласия на получение рекламы, в связи с чем и обратился в ростовское УФАС. В данном случае рекламораспространителем являлся ООО «Мобилфон», поскольку именно данный хозяйствующий субъект осуществлял распространение вышеназванной рекламы путем рассылки SMS-сообщений.
По словам Николая Оганезова, суть правонарушения заключается еще и в том, что в целях рассылки производится незаконная обработка и рассылка ваших личных персональных данных. Именно на этот момент следует обратить особое внимание в том случае, если вы стали жертвой SMS-рекламы и хотите отстоять свои права. Николай Оганезов сумел выработать некий алгоритм действий, которому может последовать любой.
«Алгоритм очень простой. Нужно подать заявление в территориальное УФАС о незаконной рекламе, если же, конечно, сам получатель SMS-рекламы не давал согласия на ее получение. При этом необходимо указать номер отправителя, текст и время получения SMS. Также придется дать согласие для УФАС на подтверждение от телефонного оператора факта доставки данных SMS. При наличии такого заявления УФАС обязано провести проверку, а при подтверждении факта незаконного распространения SMS-рекламы возбудить административное дело. Если получатель SMS-рекламы не давал согласия на рассылку рекламы, то фактически происходит незаконная обработка персональных данных получателя рекламы со стороны распространителя и заказчика SMS-рекламы. По данному факту гражданин уже имеет право обращаться в органы прокуратуры, полиции и Роскомнадзора. В принципе, ничего не мешает обратиться и в суд, но это для рядового гражданина будет более хлопотно», — комментирует Николай Оганезов.
Согласием на получение рекламы по SMS может считаться подпись в анкете, которую вы заполнили при оформлении дисконтной карты в магазине или ресторане, так как подобное соглашение часто бывает прописано в них. После этого недобросовестные операторы могут продать базу данных другому оператору, который будет направлять вам уже свою рекламу. Впрочем, есть одно «но».
«Предоставив согласие на получение рекламы, вы не даете согласия на обработку и распространение персональных данных, — добавляет Николай Оганезов. — Я имею в виду закон „О персональных данных“, который четко регламентирует процесс получения, хранения, распространения и другие виды обработки персональных данных. Следует отметить, что к персональным данным относятся ваши ФИО, место жительства, дата рождения и мобильный телефон, которые наиболее часто требуются при заполнении анкеты для получения дисконтной карты. Закон „О персональных данных“ четко регламентирует документ-согласие на обработку персональных данных, поэтому никакие анкеты и карточки не могут служить в качестве подтверждения разрешения на распространения ваших персональных данных другим операторам, в том числе и для передачи посреднику для непосредственной рассылки SMS-рекламы».
В случае с делом Николая Оганезова ответчики предоставили в антимонопольный орган якобы его согласие на получение рекламы, имеющее признаки фальсификации и содержащее его персональные данные. Теперь прокуратура Ленинского района проводит проверку по факту незаконной обработки и распространения персональных данных.