Войти / Зарегистрироваться


Вартан Чинчян

Вартан Чинчян

арт-директор ночного клуба «Tesla» и летней площадки «La Playa»
Написать письмо автору


Понравилась статья?:  5208.4213

Цель стоит средств

17.08.2011

Итааак... Администрация сайта неожиданно решила изменить систему комментариев и оценки публикаций, что уничтожило все фидбеки на мой прошлый пост. Сначала я расстроился, но потом понял, что это лишило меня надобности отписываться по каждому отдельному комментарию, и слава богу!
Но подытожить все же надо. В общем со мной согласны почти все, а в деталях... это уже не так важно. Так что двигаемся дальше! 

Если тот мой пост был скорее философским, этот будет скорее аналитическим (насколько я могу себе это позволить). В этот раз я постараюсь вспомнить то, как (и кем) спонсировались клубные и прочие вечеринки в Ростове-на-Дону с начала времен (то есть с начала 90-х годов прошлого века). И расслабьтесь, я только о спонсорах из законных видов бизнеса.
Конечно, когда ты готовишь вечеринку, ты имеешь расходный бюджет, который очень хочется уравновесить свободными деньгами от партнеров. И желательно, чтобы этим партнерам ничего не надо было отдавать обратно, когда все закончится и голова перестанет трещать от самбуки и шампанского (или водки и пива).
В начале начал, когда бюджеты вечеринок представляли из себя в основном расходы на ризограф, эта проблема не стояла так остро. Поэтому промоутеры не парились и привлекали всех, кого могли втянуть в свои авантюры, не требуя живых денег. То были времена, когда за логотип в афишке и флаере принимали любые пожертвования. Это могла быть пачка cd-r, оплаченный месяц обслуживания пейджера или просто скидка на ризографию, напечатавшую как раз эти флаера и афиши.
То было время бартера! Самые великие получали практически полную безлимитку на мобильную связь (которая тогда стоила в сотни, если не в тысячи раз дороже, чем сейчас), те, кто попроще, — почти не бракованную продукцию спонсора, самые простые — всяческую бестолковую сувенирку и скидки на то, что никогда покупать не собирались. Мебельщики давали некондиционную мебель, которой вполне можно было пользоваться дома или в офисе, пивщики — почти просроченное пиво, которое, впрочем, еще можно было пить, компьютерщики — компьютеры, собранные из сомнительного хлама, но на которых все же можно было работать, магазины молодежной одежды — шмотки из старых коллекций. И так далее...
Система была дурацкая, но он была настроена и работала. Предметы постоянного обихода в быту многих деятелей того времени были получены ими бартером, за «рекламу». Таким образом, к началу XXI века флаеры и афиши лопались от десятков логотипов таких «спонсоров». Что-то должно было измениться.
И это начало происходить. Неожиданно мы все поняли: у наших вечеринок появились реальные бюджеты расходов.
Раньше можно было устроить пати в "Дуньке", предварительно раздав 100 флаеров (напечатанных на ризографе за углом, бесплатно — за лого на них же) и наклеив 5 афишек (напечатанных там же) на точках продажи кассет (за логотип на них же), прийти на вечеринку, бухануть, отыграть самим, посчитать вход, поделить деньги с вахтером и уйти их тратить... Теперь надо: приглашать артистов, оплачивать их гонорары, гостиницы, перелеты и бытовые райдеры, тратить настоящие деньги на рекламу на радио, ТВ, журналах и так далее, и тому подобное. А что самое противное — никто из них не хотел работать бартером! Нужны были ДЕНЬГИ!
Насколько я помню, первый революционный для Ростова шаг в направлении цивилизации произошел в начале 1998 года, когда «ПЕПСИКО» выступила спонсором легендарного рейва «Синдикат DJ 2000», который был организован командой Сергея Пименова во Дворце спорта. «ПЕПСИ» тогда отдало на это мероприятие весь годовой рекламный бюджет для Ростова (!!!). И это было тринадцать лет назад!
Впрочем, процесс избавления от бартерных привычек до сих пор еще не у всех закончился, но тем не менее. Теперь в основном спонсирование выглядит так:
Если вы независимый промоутер — вы можете рассчитывать на разовые бюджеты, предоставляемые бессистемно. Мы же будем говорить о бюджетах, которые можно собрать, если вы представляете свой ночной клуб. Основные деньги дают «табачники», «пивщики» и «алкогольщики».
Вот основные игроки:
Табачники — представительства табачных компаний PHILIP MORRIS, BAT и GTI. Также эпизодически и крайне нелогично бюджеты на маркетинг выделяет и «ДОНТАБАК», но серьезным игроком в этой сфере его считать сложно. 
Пивщики — представители мультибрендовых пивоваренных компаний «БАЛТИКА», SUN INBEV, SABMILLER, EFES.
Алкогольщики — представители различных алкогольных брендов, которые, исходя из своего статуса, потенциала или амбиций, выделяют различные маркетинговые бюджеты. Такие бюджеты, как правило, сливаются в один общий, проходя через дистрибьютора, который эксклюзивно представлен на вашей площадке. Процесс набора таких бюджетов — настоящий триллер, который, впрочем, при определенном умении и настойчивости может закончиться очень даже неплохой суммой. В этой сумме могут оказаться и деньги водки, и деньги минеральной воды, и деньги соков, и деньги энергетических напитков и так далее.
Взамен представители брендов будут требовать от вас эксклюзивной продажи только их продукции, а представители дистрибьюторов — закупку этой продукции только у них (несмотря на то, что иногда в METRO можно купить даже дешевле) и, как правило, соблюдение обязательств по объемам продажи их продукции (пролива).
Также представители торговых марок намерены забрендировать на вашей площадке всё, вплоть до вашей задницы. Поэтому нужно иметь неплохие нервы и способности договориваться, чтобы ваш клуб SUPERMARMELAD в процессе брендинга не превратился в клуб «КЛИНСКОЕ» или «БЕЛАЯ БЕРЕЗКА».
Общий бюджет формируется из сумм на листинг и позиционирование в меню, брендирование - из маркетинговых бюджетов, выделяемых на проведение специальных мероприятий: вечеринок, напрямую связанных с брендом-спонсором, на протяжении срока действия контракта. Также дистрибьюторами, как правило, предоставляются бонусы по результатам продаж. Но эти бонусы выдаются или живым продуктом (продал 10 ящиков — получи ящик бесплатно), или перезасчитываются в виде скидки на расчет общих сумм перечислений за выбранную продукцию.
В общем, если вы что-то представляете из себя, то вполне можете в результате сложных и длительных переговоров сформировать годовой семизначный, а может и восьмизначный спонсорский бюджет. И, несмотря на то, что это добавит вам целую тонну головняка в процессе работы заведения, могу сказать однозначно — цель оправдывает стредства.

P.S. А теперь плохие новости. Дело в том, что продажи всего вышеперечисленного в ночных клубах составляют настолько мизерный процент в общих продажах, а размеры бюджетов, выделяемых на маркетинг, в результате ценовых войн в последние годы выросли настолько, что это уже невозможно оправдать имиджевыми критериями. Поэтому очень скоро этот красивый дирижабль приземлится и сдуется до размеров маленького воздушного шарика, наверняка оставив только бонусные программы, а деньги, в лучшем случае, предлагая только ведущим игрокам. Особенно сильно это касается самых вожделенных спонсоров — табачников. Согласно новому закону, который подготовлен «ЕР» и может быть принят уже в этом году, с 2015 года в ночных клубах (как и в прочих заведениях общепита и вообще везде) продажа сигарет и курение будут незаконными, спонсирование чего-либо, даже благотворительность — тоже. Так что... Все проходит. И это тоже.


реклама

аренда автоПрокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

сочи аренда автоАренда авто в Сочи Кабриолеты и автомобили бизнес класса на прокат в Сочи.
sochi.carental.ru
прокат авто краснодарАренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru
прокат авто анапаАренда автомобилей в Анапе Прокат авто в Анапе без водителя недорого от 1000 рублей !
anapa.carental.ru
прокат авто адлерАренда авто в Адлере Аренда авто бизнесс класса и кабриолетов в Адлере без водителя !
adler.carental.ru

реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город