Войти / Зарегистрироваться

Бизнес для бизнеса, или зачем нужен аутсорсинг

22.03.2013 13:16
Автор: Юлия Смолянова

Добавить в закладки: 

Как ни парадоксально, но, несмотря на большое количество компаний, предлагающих аутсорсинг, игроки рынка по-прежнему нуждаются в популяризации этого вида услуг. Ростовский бизнес пока что относится с недоверием  к различным формам сопровождения компании и предпочитает рассчитывать на собственные силы. Впрочем, доверие предпринимателей к услугам  аутсорсинга совершенно неоднородно. О том, какие сферы лидируют, а каким еще нужно попотеть прежде, чем занять свое место под солнцем, ДелоРу рассказали эксперты.

Все началось с бухгалтерии

Аутсорсинг в Ростове-на-Дону явление не новое, передача неключевых функций компании внешним исполнителям получила распространение еще в 90-х годах прошлого века. Однако активный рост этот бизнес продемонстрировал не так давно. Уровень роста, как ни странно, связан с увеличением количества видов и форм аутсорсинга. Так по мере развития экономики города, отдельные виды аутсорсига приобретали актуальность и появлялись на рынке услуг, делая саму отрасль гораздо более узнаваемой с точки зрения самого механизма передачи каких бы то ни было функций сторонней компании. По словам экспертов, в странах Европы и США этот процесс шел более естественно, чем в городах России. 

К самым распространенным видам аутсорсинга, пользующимся спросом в Ростове-на-Дону можно отнести следующие: бухгалтерский учет, юридические услуги, управление персоналом, логистика, iT-сопровождение, маркетинг и реклама. Однако дела у фирм-аутсорсеров в каждой из сфер развиваются крайне неравномерно. 

Несмотря на то, что аутсорсинг в том, или ином  виде уже давно и успешно практикуется на ростовском рынке, сам термин еще вызывает опасения среди местных предпринимателей.

Безымянный.JPG« На первой партии заказанных мной визиток рядом с логотипом компании значилось краткое описание деятельности - «аутсорсинг бухгалтерии». Столкнувшись с непониманием и необходимостью постоянно разъяснять значение слова «аутсорсинг», я был вынужден заказывать новую партию полиграфии с более привычным описанием «бухгалтерские услуги», - вспоминает руководитель бухгалтерской компании Mark Services Алексей Петрищев. - На мой взгляд, основная задача, стоящая сегодня перед участниками рынка — это популяризация аутсорсинговых услуг».

Удивительным в такой ситуации становится тот факт, что только в сфере бухгалтерского аутсорсинга Ростова-на-Дону насчитывается более 100 компаний. 

Впрочем, характерной чертой сектора является низкая концентрация бизнеса. «Нет компаний лидеров, на обслуживании у аутсорсинговых фирм находится примерно одинаковое число компаний клиентов — от 15 до 35 и, соответственно, можно говорить о сопоставимых объемах выручки», - добавляет Алексей Петрищев.

В целом, это сфера чувствует себя относительно неплохо, отчасти благодаря тому, что именно бухгалтерские услуги появились одними из первых на рынке аутсорсинга. Новый виток развития популярности они получили за счет кризиса 2008-2009 гг., именно в этот период нужда заставила пересмотреть предпринимателей свои взгляды на постороннюю помощь.

пик.JPG«Российскому менталитету свойственно не верить в договор. Предприниматели предпочитают верить в личные связи, будь то знакомый бухгалтер, или работник, который всегда на глазах, пусть он даже и меньше отвечает за свои ошибки, чем по договору ответит аутсорсер», - считает директор финансового агентства «Пик» Евгений Перетокин.

В так называемые периоды «острой экономии», по мнению экспертов, предприниматели решаются на рискованные, или несвойственные для себя шаги, чтобы сохранить жизнь предприятию. Впрочем, по мнению игроков, сам по себе риск многие предприниматели расценивают неверно.

«Аутсорсинговым компаниям сегодня чаще приходится конкурировать с бухгалтерами-фрилансерами, чем между собой. Последние нередко предлагают более низкие цены, но зачастую — в ущерб качеству. Часто приходится сталкиваться с клиентами, имевшими отрицательный опыт работы с внештатным бухгалтером: от грубых ошибок в расчетах, повлекших пени и штрафы со стороны контролирующих органов, до разглашения коммерческих тайн. Такие «черные бухгалтеры» портят репутацию всему рынку аутсорсинга, и, в результате , с большим трудом приходится доказывать клиентам, что прописанные в договоре «ответственность за результат» и «конфиденциальность» - это не пустые слова», - объясняет Алексей Петрищев.

Таким образом, компания, официально предлагающая услуги по аутсорсингу, принесет своим клиентам значительно меньше риска. Заключая контракт с юридическим лицом и тем самым снижая зависимость от человеческого фактора, можно быть уверенным, что аутсорсер не уйдет в отпуск в пиковый сезон, не заболеет накануне отчетности и по договору гарантирует точность и своевременность. Кроме того, на компанию-аутсорсера часто возлагается материальная ответственность за результат.

Впрочем, сфера бухгалтерского аутсорсинга вполне заслуженно претендует на дальнейший рост. Ожидается, что новые клиенты появятся на рынке благодаря новому закону о бухгалтерском учете, вступающем в силу с 1 января 2013 года, который не освобождает организации от ведения бухгалтерского учета, вне зависимости от их формы и применяемой системы налогообложения.

iT-аутсорсинг стал самым незаменимым

Интересно то, что компаниям из, казалось бы, абсолютно разных сфер аутсорсинга порой приходится конкурировать друг с другом.

«В сегменте экономного малого бизнеса у бухгалтерского аутсорсинга есть другие конкуренты – это iT-решения и сервисы, позволяющие создавать первичную документацию (акты, счета, накладные и пр.) и обеспечивающие автоматическое формирование отчетности и ее отправку. Клиенты таких сервисов, по сути, ведут бухгалтерский учет самостоятельно, однако, и они периодически обращаются за консультациями в аутсорсинговые компании», - объяснил Алексей Петрищев.

iT-аутсорсинг, пожалуй, вне конкуренции в отношении спроса сегодня.

author-photo4585.jpg«Как только стали появляться понятия «локальные сети», тут же появились и приходящие сисадмины. Компьютеры стоят дорого, их надо уметь и выбирать, и обслуживать, чтобы это не влетело в копеечку. Соответственно эта отрасль получила развитие», - объясняет директор компании «Бизнес-групп» Оксана Панченко.

По словам экспертов, колебания спроса зависят, в первую очередь, от платежеспособности потребителей в секторе B2B. Компаний - аутсорсеров в этой сфере насчитывается около 120. Живая динамика на рынке в данном случае зависит от тенденций в сфере самого программного обеспечения.


сот.JPG«Наверное, про "облака" почти все уже слышали, но не до всех они еще долетели. Миновать перенос информационных ресурсов предприятий в интернет-облака не удастся, особенно средним и крупным предприятиям. Также, внимания заслуживают и другие возможности Интернета. В первую очередь интеграционные, для организации единой информационной среды предприятия. А также важно расширение взаимодействия с конечными пользователями, например, через социальные сети и мобильные устройства», - рассказывает генеральный директор компании «Союз» Дмитрий Сотниченко. Таким образом, эффективная работа компании напрямую зависит от того, насколько она шагает в ногу со временем. 

«Вместе с развитием компьютерных технологий повышаются требования к надежности программно-аппартных систем, их производительности и много-платформенности. Сейчас уже заказчик вправе требовать, чтобы программы работали без задержек, не было лишней ручной работы операторов, результаты выдавались бы точные, в нужное время и в нужном месте. Хочет руководитель видеть на своем ноутбуке финансовое состояние своего бизнеса, находясь в любом месте, где есть доступ в Интернет? Запросто», - добавляет Дмитрий Сотниченко.

Впрочем, в этом бизнесе, как и в других сферах аутсорсинга,  конкуренцию компаниям создают внештатники с более низкими ценами на услуги. Как правило, они имеют дело с не слишком взыскательными клиентами, которых устраивает обычная стабильная работа. Эксперты отмечают, что в некоторых компаниях еще встречаются компьютеры с Windows XP и 1С:Предприятием 7.7, которые уже давно сняты с продаж.

 «Мы делаем упор на ответственность, внимание к проблемам клиента и ,главное, на квалифицированную работу. Мы никогда не беремся за то, что не сможем выполнить, а также не предложим купить программу, которую не сможет освоить заказчик. Вместе с тем, знания наших специалистов позволяют оказывать консультации по учету иногда на уровне аудитора», - делится секретами выживания Дмитрий Сотниченко.

Внештатные войны за клиента

В отношении других сфер аутсорсинга можно сказать, что дела у них идут ни шатко, ни валко, поскольку им не хватает импульса к развитию.

Так, например, эксперт Оксана Панченко уверяет, что в юридическом аутсорсинге дела будут идти неважно до тез пор, пока в нашей стране процветает правовой нигилизм.

author-photo4585.jpg«А уж с маркетинговым аутсорсингом - тем более. Пока предприятия не осознают, что плохой маркетолог, или отсутствие управления маркетингом в компании – самоубийство, развития это направление аутсорсинга не получит. Нельзя сказать, чтобы сейчас наблюдалось повышение интереса к маркетинговому аутсорсингу. Для нас это не основная деятельность, а скорее способ внедрить в сознание клиента необходимость управления маркетингом», - говорит Оксана Панченко.

В отношении крупных компаний также не все так просто. Финансово это вполне готовый клиент для услуг аутсорсинга. Однако, эксперты отмечают, что, чем крупнее компания, тем уже спектр задач,  которые необходимо выносить на аутсорсинг.

«Например, в нашей отрасли. В крупной компании отдел маркетинга – это обязательное собственное подразделение компании. И состоять он может не из одного человека и даже не из двух. Но если управлением маркетинга заниматься, то сразу же всплывают новые детализированные процессы. Например, маркетинговые исследования. И здесь уже компании может быть совершенно не выгодно содержать свой исследовательский отдел с развитой инфраструктурой и специалистами. С такими компаниями мы работаем как аутсорсинговый партнер», - отметила Оксана Панченко.

В бизнес среде Ростова аутсорсинг часто приравнивается к подрядным работам.

Возможно, это стало одной из причин того, что в городе существуют компании, специализирующиеся не на одной из сфер аутсорсинга, а на всех сразу.

«По идее, это неправильный подход. Аутсорсингом должен заниматься тот, кто имеет репутацию в определенной сфере. Иными словами, там, где он лучший. И чем эта сфера уже, тем он ценнее как специалист. В США, например, существует фирма, специализирующаяся на заточке карандашей, хоть это и кажется абсурдным, тем не менее, это иллюстративный пример. В России люди рассуждают иначе – предприниматель в какой-то момент понимает, что аутсорсинг -  это шаг к тому, чтобы сэкономить на штате своих сотрудников, и ищет фирму, которая в этом может помочь. Все. Хотя, в первую очередь, нужно было поинтересоваться тем, насколько эта компания успешна в своей сфере», - резюмирует бизнес-консультант Аркадий Прошутин.

Бизнесмены забывают, что аутсорсинг -  это не только возможность сэкономить на штате сотрудников, но и возможность в какой-то степени улучшить качество работы винтиков и гаечек, которые также являются , может и не основной, но частью бизнеса.

 По мнению экспертов, предприниматели ходят по замкнутому кругу. Они развиваются по принципу «из руки в рот», то есть тратят на жизнь все заработанное, не получая никакого импульса к развитию. Именно система аутсорсинга могла бы стать спасением для малого бизнеса, возможностью развиваться интенсивно, перейти на другой уровень управления бизнесом. К сожалению, пока предприниматели не начнут учиться управлять бизнесом, они не осознают потребности в аутсорсинге. И, как следствие, никакого развития эта отрасль не получит.  

7dcaa4ec24c5889ff9d9bf3939353a75_thumb_400_300.jpg«Банку, особенно крупному, не обойтись без того, чтобы ряд функций делегировать другим компаниям. Некоторые IT-проекты для банков выполняют специализированные организации, как российские, так и зарубежные. Главное, не допустить ошибок в передаче полномочий, избежать репутационных рисков при выборе партнеров. Естественно, ключевые позиции, касающиеся прямой сферы банковской деятельности, стороннему администрированию не передаются, оставаясь прерогативой самих банков, но по всем дополнительным и неосновным сферам деятельности все чаще привлекаются независимые аутсорсинговые компании, что позволяет сократить издержки и повысить эффективность. 

Для малого бизнеса самое главное - это делать бизнес и не отвлекаться на непрофильные, но обязательные организационные моменты. Поэтому, по крайней мере, без бухгалтерского аутсорсинга не обойтись. Это выгодно по многим причинам: не надо содержать в штате бухгалтера; если производство находится в отдельном помещении и офис требуется только для бухгалтера и директора, то от этой статьи расходов тоже можно уйти. Нет необходимости покупать дорогостоящую компьютерную технику и лицензированные программы для ведения бухучета».



Возврат к списку

реклама

аренда автоПрокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

сочи аренда автоАренда авто в Сочи Кабриолеты и автомобили бизнес класса на прокат в Сочи.
sochi.carental.ru
прокат авто краснодарАренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru
прокат авто анапаАренда автомобилей в Анапе Прокат авто в Анапе без водителя недорого от 1000 рублей !
anapa.carental.ru
прокат авто адлерАренда авто в Адлере Аренда авто бизнесс класса и кабриолетов в Адлере без водителя !
adler.carental.ru

реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город