Войти / Зарегистрироваться

Сергей Суховенко: «Сельское хозяйство – это зона большого риска»

28.02.2011 19:30
Автор: Анна Колесникова

Добавить в закладки: 
Директор компании «Бизон», депутат Законодательного Собрания Ростовской области четвертого созыва Сергей Суховенко в доверительной беседе рассказал «ДелоРу» о политике государства в области АПК, о том, почему на тракторе в русском поле мы еще долго не увидим надпись «Made in China», почему наши фермеры не стремятся во ВТО, и почему то, что канадцу хорошо, русскому – не очень.


— Сергей Леонидович, как принятие эмбарго отразилось на имидже России, на мировом сельхозрынке?

— Зерновой экспортный рынок – очень консервативная вещь, долго завоевываются позиции, но их очень легко потерять. Я считаю, что на этих рынках Россия большую часть своих позиций утратила. Потому что при прочих равных условиях договор с Россией теперь будут заключать по остаточному принципу, так как мы можем подвести в любой момент. На селянах также новая политика сказалась не очень хорошо. Когда с 2008 по 2010-й цены на зерно были низкие, говорили, мол, «извините, изменился рынок, что мы можем поделать», а когда цены пошли вверх, то срезали нам все, что можно. Это выпадает из экономических понятий, которые приняты во всем мире. Мы, к сожалению, привыкли к тому, что не все, что говорится на государственном уровне, реализовывается. Два года назад, когда наступил кризис, нас заверили, «будут интервенции, которые поддержат цену на зерно». Время подошло, государство, сказало: «какие интервенции на юге России! У вас есть Ейск, есть Азов – продавайте на экспорт! А интервенции мы проведем там, где нет портов, нет экспортной возможности». Мы говорим - мировая цена низкая. А нам в ответ - Ну, вы подождите, пока поднимется». А когда цена на мировом рынке поднялась, мы получили запрет на экспорт. Здорово?


— Это с точки зрения АПК, а глобально, в масштабах государства, это было правильное решение?


— Небольшой по российским понятиям ростовской компании тяжело рассуждать, правильно или не правильно поступили наверху, где знают гораздо больше факторов – политических и экономических, и это будет мнение обывателя. Мне кажется, можно было сделать то же самое, но немного по-другому. Когда цена на зерно была минимальной – это 2009 год – надо было оформить госзакупки и наполнить государственные закрома. Если сравнить поведение России и Америки на рынке экспорта зерна, то мы ставим рекорды по экспорту зерна на минимуме мировых цен, а Америка – на максимуме. У них в этом году очень большой объем экспорта. Если память мне не изменяет,- около 100 миллионов тонн, у нас – в прошлом было 22-25, а в этом – всего 10.


— Сейчас цена на фуражное и продовольственное зерно практически сравнялась. Экспорт невозможен. Насколько тяжела эта ситуация для Ростовской области?


— Ростовская область оказалась в нехорошем положении. Из-за карантина по африканской чуме мы не можем поставлять фуражное зерно в другие регионы, а продовольственное нам просто некуда девать из-за эмбарго. Нам остается продавать продовольственное зерно по цене фуражного на внутреннем рынке. Если бы правительство дало возможность продать хотя бы часть продовольственного зерна по мировым ценам за рубеж, а там уже по низким ценам приобрести фуражное зерно и привести сюда, тогда бы и хлебофуражный баланс страны сохранили бы и дали возможность нашим селянам передохнуть, подняться после двух тяжелых лет…


— То есть, у селян сейчас настоящий финансовый кризис… Как же в этих условиях еще умудряться вкладываться в технологии, без которых в наших климатических условиях не выжить?


— Наши селяне в своем большинстве понимают, что необходимо бороться за снижение себестоимости производства продукции. Есть разница: иметь себестоимость пшеницы – 2,5 рубля или 2,80, или - 5 рублей за килограмм. Существует минимальный объем вложений, после которого сельское хозяйство начинает быть рентабельным. Чтобы применить современные технологии, нужна достаточно дорогая техника. Нужно где-то найти деньги вот на это первоначальное приобретение. А потом гораздо проще будет. У многих сельхозпредприятий действительно этих денег нет. И отсутствует залоговая база, чтобы приобрести необходимую технику в кредит.


— А система кредитования? Кажется, фермеры не слишком охотно пользуются кредитами?


— Точнее сказать, банки неохотно кредитуют фермеров. Сельское хозяйство – это зона большого риска. Здесь трудно делать прогнозы. Тем более - сегодня.


— Сильно ли пострадали продажи компании «Бизон» из-за неплатежеспособности фермеров?


— Мы часто бываем прокладкой между государством и нашими клиентами. Пообещали им на федеральном уровне кредиты, они пришли к нам за отсрочкой платежа. Мы поверили, отгрузили технику или запасные части, с отсрочкой платежа. А потом им говорят –кредиты пока не даем. Селяне к нам: мы не можем с вами рассчитаться. А у «Бизона» тоже есть свои обязательства и перед банками и перед поставщиками. И что нам делать?


— Работает ли система государственных субсидий на покупку отечественной техники?


— Ростовская область компенсирует 20% при покупке того, что производится на территории Ростовской области – это «Ростсельмаш» и еще около пяти более мелких предприятий. Программа работает хорошо и стимулирует спрос.


Но если бы стоимость была одинаковой – покупали бы зарубежную. Но в связи с тем, что она в 2 – 3 раза дороже, наши клиенты стоят перед выбором – взять дорогое, но качественное или взять наше – более бюджетное и ежегодно ремонтировать. Каждый товар имеет своего потребителя. Фермеры стараются брать нашу технику, чтобы не платить за сервис. Крупные хозяйства, у которых есть деньги, считают, что более выгодно вложить деньги в технику, которая более экономичная и долговечная.

— Неужели у европейцев или американцев нет бюджетных аналогов?

— К сожалению, нет. Мы уже лет пять ведем переговоры с Китаем на поставки бюджетной техники. Провели маркетинговые исследования, посетили три крупнейших китайских завода, взяли на пробу несколько тракторов, испытали на своих хозяйствах и пришли к выводу, что их категорически нельзя поставлять. Мы сравнивали с аналогами Минского тракторного завода. «Китайцы» проигрывают по всем показателям: топлива потребляют много, очень ненадежны, не эргономичные – то есть неудобно работать механизаторам, тяжелы в обслуживании – в общем, одни недостатки. Мы показали все это китайцам, они обиделись. Потом, правда. учли все замечания, прислали улучшенную партию совершенно бесплатно на испытания. Но все равно крупные недостатки остались, и они не могут пока составить конкуренцию МТЗ. Но ведь китайцы будут развиваться, и я думаю, лет через 5 они все же придут к нам на рынок и всех вытеснят – и европейцев, и американцев.


— Правда ли, что хорошая техника – не гарантия хорошего урожая? Важны сами технологии?


— Нет общей панацеи. Например, нулевая технология, может быть очень эффективной. Это когда у вас растет подсолнечник, мы его убираем и, не обрабатывая почву, загоняем сеялку и сеем озимые культуры. Это технология появилась в Южной Америке. С одной стороны – из-за нехватки денежных средств, с другой стороны – погодные условия этому благоприятствуют. Там высокая температура и высокая влажность. И солома успевает перегнить. У нас есть высокая температура, но нет влаги. В Европе наоборот – влаги много, но там не хватает температуры. То есть технология хорошая, но не всегда применимая. Наша область слишком масштабная, чтобы вести хозяйство по одному лекалу – много типов почв, много климатических зон, много культур, соотношение солнечных и пасмурных дней. Вот, у нас хозяйства находятся в Октябрьском сельском районе. Расстояние между ними – 30 км. В одном традиционно больше дождей, а значит, больше влаги, в другом более засушливый климат. Это значит, что даже в соседних хозяйствах нельзя применять всегда одинаковые технологии.


— Является ли для Вас как для депутата Законодательное собрание Ростовской области площадкой для продвижения идей в поддержку отечественного АПК?


— Является, но, к сожалению, не очень эффективной. Ведь большинство решений по сельскому хозяйству принимается на Федеральном уровне, где мы повлиять не можем.


— Ваш старший сын работает в вашей компании. Для него все заранее было предрешено с детства или дали выбор?


— Я ему дал выбор: рядом со мной или свой собственный путь. Он сказал – рядом со мной. Это значит – базовое российское образование. Дело в том, что у меня был опыт работы со специалистами, получившими образование за рубежом, они оказались совершенно не приспособлены к нашей российской действительности. По сути, сын работает в компании с 3 класса, на каникулах по 2-3 часа в день. Сейчас ему 19, утром учится в университете, после обеда работает в «Бизоне». Молодому человеку нельзя все просто так давать. Я считаю, что основное назначение родителей – научить своих детей быть самостоятельными, в нашем не простом мире!


«Бизон» — крупнейший поставщик отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники в ЮФО. Региональная сеть компании охватывает Ростовскую и Волгоградскую области, Краснодарский и Ставропольский края. На выставочных площадках центрального комплекса и региональной сети представлена продукция крупнейших машиностроительных предприятий: Ростсельмаш, Петербургского, Харьковского и Минского тракторных заводов, Klever, Червона Зирка, Challenger, Fendt, Amazone, Lemken, Gaspardo, Sunflower, Rauch, Geringoff, Ero, Er.mo и многих других. Обслуживает свыше 12 тыс. крестьянских хозяйств. Разрабатывает и внедряет инновационные агротехнологии. Опытные полигоны Бизона расположены в Октябрьском и Усть-Донецком районах Ростовской области.

Возврат к списку

реклама

аренда автоПрокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

сочи аренда автоАренда авто в Сочи Кабриолеты и автомобили бизнес класса на прокат в Сочи.
sochi.carental.ru
прокат авто краснодарАренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru
прокат авто анапаАренда автомобилей в Анапе Прокат авто в Анапе без водителя недорого от 1000 рублей !
anapa.carental.ru
прокат авто адлерАренда авто в Адлере Аренда авто бизнесс класса и кабриолетов в Адлере без водителя !
adler.carental.ru

реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город