Войти / Зарегистрироваться

Мантас Петрушкевичус: «Жизнь как пребывание в пятизвездочном отеле»

10.09.2010 09:58
Автор: Михаил Малышев
Информация об авторе

Добавить в закладки: 
История развивается по спирали. Когда то, в эпоху средневековья, деловой человек был не чужд духовных идеалов. Для купцов, направлявших свои корабли в заморские страны, молитва была единственной опорой — не считая попутного ветра. Эпоха капитализма и нуворишей заменила духовные идеалы Золотым Тельцом, поставила на первый план погоню за деньгами, а не саморазвитие. И вот, наступил новый виток, на котором люди дела осознали, что саморазвитие не менее важно, чем развитие бизнеса. И более того, это одно и тоже.

Мантас Петрушкевичус успешно совмещает жизнь духа и жизнь деловую. Он не только директор латвийского отделения Ergolain, но и путешествующий учитель буддийской школы Карма Кагью. Недавно он побывал в Ростове-на-Дону и прочел трехдневный курс лекций об учении Будды. Корреспондент «ДелоРу» воспользовался случаем и задал ему несколько вопросов.

Чаще всего люди разделяют духовную и материальную сферы. Человек, делающий деньги, казалось бы, априори бездуховен. Человек, занимающийся саморазвитием, априори нищий монах. Что вы думаете по этому поводу?
— Думаю, что разделять эти сферы — большое заблуждение. «Богатый = плохой» — идея, рожденная завистью, идея ревностного человека. И поскольку нас 70 лет делали «равными», эта тенденция усугубилась. Запад богаче, потому что там такие идеи не популярны. С точки зрения буддизма, развитие предполагает лучшее функционирование и в отношениях, и в работе, и в любой другой сфере. Что касается монашества, 2500 лет назад ситуация была несколько иной. Выбор для простого человека был невелик. Ты мог или заниматься духовным развитием или пасти коров, кормит семью. Сейчас это необязательно.

На первый взгляд, из различных течений к бизнесу наиболее благосклонно относится протестантизм, поощряющий богатство. Как буддизм соотносится с бизнесом?
— Не знаю про другие школы. Будда был исключительно не догматичен. Он давал те поучения, которые могут помочь людям, и при этом всегда оставлял людям свободу самим выбирать, принимать решения. Конечно, если богатство является единственной нашей целью, мы находимся в опасности, ведь рано или поздно нам придется умереть. И если у нас нет других ценностей, кроме денег, нам это будет не легко. Согласно Тибетской Книге Мертвых, человек, привязанный к своему богатству, испытывает сильные страдания. Отмечу, что акцент здесь не на богатстве, а на привязанности. Будда видел жизнь как пребывание в пятизвездочном отеле, где мы все используем, наслаждаемся, но не привязываемся. Звучит просто, но этого не так легко достичь. Для этого Будда предлагал принимать прибежище в уме, который является прямой причиной счастья. Ведь, согласно его учению, это единственное, что остается у нас после смерти. Этим буддизм такими методами как медитация и занимается, развитием качеств ума, позволяющих дойти до источника счастья, природы нашего ума.

Как вы пришли в мебельный бизнес? Это был вопрос предпочтения?
— Это произошло само собой. Еще в школе я помогал папе в его мебельном производстве, позже работал в продажах, продавал рекламу на радио. Потом делал окна и двери. Работал за рубежом в Лондоне в барах, на острове Ибица нелегальным таксистом. Когда вернулся из годовой поездки, получил предложения от двух компаний. Одно из них было от мобильного оператора, они искали сотрудника в отдел маркетинга, другое — из маленькой тогда мебельной фирмы. Выбрал мебельную сферу, потому что с этого когда-то начинал. Привлекла возможность сделать что-то большое, и думаю, нам это удалось. Три года проработав менеджером, я получил возможность открыть отделение компании в другой стране, переехал в Ригу, где и живу последние 5 лет, сейчас моя работа связана с управлением латвийской компанией и компанией в целом, которая состоит из 6 отдельных организаций в 3 странах.

Можно ли сказать, что карма влияет на выбор сферы деятельности?
— Карма влияет на все, но, тем не менее, карма — это не судьба и не злой рок. Это не автоматический механизм. И им не управляет с верху бородатый старик в белых одеждах, как нам кажется. Это просто причинно-следственная связь. И мы сами решаем, чему происходить в нашей жизни. А поскольку процесс продолжается уже не первую жизнь, впечатления в нашем потоке ума есть разные. Они проявляются как разные ситуации. Иногда незнакомец дарит нам цветы на улице, а иногда тот же незнакомец «одалживает» нашу машину. Но причиной и для первого, и для второго становятся наши собственные дела. Мы принимаем решения как себя вести, так, чтобы в будущем у нас были проблемы или же прибыль. Например, с точки зрения буддизма причиной богатства является щедрость и открытость, а условиями — усердная работа, терпение и конечно же мудрость, которая в себе содержит хорошее понимание связи причин и следствий. Помните, была такая шутка: «Не надо путать причину и следствие. Особенно, не надо путать следствие».

Вы не только руководитель крупной фирмы, но и путешествующий учитель буддийской школы Алмазного Пути. Как сказывается на делах фирмы ваше достаточно длительное отсутствие?
— Не сказывается никак, поскольку я путешествую с лекциями во время своего отпуска. Опыт и знания я приобрел у своих учителей, в особенности у своего Ламы — Оле Нидала, который и попросил помогать ему в работе, и при возможности, делиться полученными знаниями. Для меня эти поездки — возможность углубить духовное развитие и просто классно провести время с друзьями. Ведь у нас 620 центров полных радостных людей с общими ценностями. В своих жизнях они занимаются разными вещами, там и бизнесмены и врачи, и студенты. Это и есть самое большое богатство — иметь стольких единомышленников.

Есть ли значительная разница между этикой буддизма и этикой бизнеса?
— Разницы нет. Сегодня слово этика не очень популярно, потому что слишком часто использовалось для того, что бы заставить кого-то вести себя так, как нужно другим. Чаще и громче всего об этике говорят именно те, кто её нарушают. В буддизме мы говорим об осознанном поведении, которое включает действия умом, речью и телом. Когда мы стараемся никому не причинять боль и страдания. Начинаем со своих близких, потом применяем это к нашим друзьям, к тем, кто думает как мы, а потом уже и ко всем остальным.

Будда говорит о сострадании, в бизнесе зачастую идут на крайние меры. Речь не только об отношении к конкурентам. Где проходят границы вашей золотой середины? Какие действия для себя вы считаете приемлемыми, а какие — нет?
— Слово сострадание в буддизме всегда используется в месте со словом «активное». Активное сострадание — это когда мы сначала перестаём вредить, а потом принимаем решение стараться приносить максимальное количество радости в мир. Мы не говорим о сострадании, когда сентиментально плачем: «Почему в мире столько несчастий?». На земле столько голодных людей, что мы можем плакать каждый день. Сострадание в буддизме распространяется не только на слабых и обиженных, но и на тех, кто обижает. Значит, если кто-то пытается кому-то навредить, и мы в силах его остановить, мы это и делаем. Потому что тот кто сегодня причиняет вред, будет страдать завтра. Останавливая его, мы оказываем услугу обоим сторонам. В бизнесе я стараюсь делать лучше других, а не пытаться перехитрить кого-либо. Причинять кому-то вред — недопустимо. Есть хорошая книга «Стратегия Голубого океана», где говориться, что лучше создать новые рынки, а не стараться бороться с конкурентами в уже переполненных. Это моя стратегия.

Есть вещи, которые работают и которые не работают. Что работает для вас? Как известно, за семь лет ваша компания стала лидером прибалтийского рынка. Могли бы вы сформулировать основные принципы, «правила жизни», которые поспособствовали развитию вашего бизнеса?
— Да, мы лидеры прибалтийского рынка и сейчас выходим на Московский. Что касается правил, мне очень нравится высказывание Альберта Эйнштейна: «Если вы постоянно делаете тоже самое, и надеетесь на что-то новое, вы просто глупец». Я пытаюсь понять причинно-следственную связь. Пытаюсь наблюдать за происходящим, задаваясь вопросом, почему это работает так, а не иначе? Также нужно признаться себе, что мы делаем множество глупостей просто автоматически. Мы привыкли себя вести так или иначе, не задаваясь вопросом, приносит ли это пользу нам и другим. Также я думаю, что нет вопросов, которых нельзя решить, если за них взяться, просто нужно не ленится. И постоянно учиться, Ленин в чем-то был прав.

Майкл Роуч, в своей книге «Алмазный огранщик», посвященной буддийскому отношению к бизнесу, дает весьма странные советы для решения классических бизнес-проблем. Например, руководителям фирмы, которого постоянно подводят сотрудники, он дает совет: «Станьте надеждой и опорой для своей собственной семьи и детей». Что вы думаете по этому поводу?
— Я с ним абсолютно согласен, все начинается с нас. Если мы думаем что наше поведение в семье не связано с нашим бизнесом, то ошибаемся. Если наши дети получают подарки на день рождения с опозданием в две недели, а жена проводит вечер, постоянно подогревая нам ужин, то нечего удивляться, почему партнеры платят с опозданием. Все находится в нашем уме, и люди это чувствуют. Мы не закрытая книга, пространство это информация. И мы получаем то, что создаем. Что касается книги Майкла Роуча, она очень полезна для бизнеса, я сам проверил.

Нужно ли быть гибким? И насколько можно быть гибким с потенциальным покупателем?
— Гибкость обязательное качество 21-го века, она нужна чтобы понять нужды разных клиентов. Но нам нужен твердый позвоночник таких ценностей, как качество наших услуг или продуктов, желание создать что-то ценное для клиента. Если ми слишком гибкие, как некоторые политики и готовы сделать все, лишь бы получить заказ, то постоянно будем получать слишком мало за свою работу, и не сможем сделать ее качественно. В долгосрочной перспективе мы проиграем.

Как правило, продавцы несколько выходят за рамки этики. Есть себестоимость, есть цена и есть наценка. Насколько не этично завышать цену на товар — с позиций буддийской этики?
— Причинно-следственная связь работает и здесь. Если мы будем получать слишком большую выручку из-за слишком большой наценки, мы просто нарастим себе конкурентов. Посмотрите на цены самых разрекламированных шампуней? Они стоят меньше тех, которые выпускают маленькие производители, и при том окупают все эти компании. Почему же они приносят прибыль концернам? Потому что концерны стараются сделать себестоимость ниже, удержать свою маржу и не создать слишком большую конкуренцию. Так что здесь вам решать, какую стратегию вы выберите, больше маржи в кратковременный период или поменьше, но долгосрочно.

Возврат к списку

реклама

аренда автоПрокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

сочи аренда автоАренда авто в Сочи Кабриолеты и автомобили бизнес класса на прокат в Сочи.
sochi.carental.ru
прокат авто краснодарАренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru
прокат авто анапаАренда автомобилей в Анапе Прокат авто в Анапе без водителя недорого от 1000 рублей !
anapa.carental.ru
прокат авто адлерАренда авто в Адлере Аренда авто бизнесс класса и кабриолетов в Адлере без водителя !
adler.carental.ru

реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город