Войти / Зарегистрироваться

Аптечный рынок снижает темпы роста

31.08.2011 14:46
Автор: Елена Кукина


Добавить в закладки: 
Участники ростовского фармацевтического рынка говорят о его насыщении и, как следствие, снижении темпов роста. Меняющееся законодательство снижает рентабельность этого бизнеса. Чтобы увеличить доходы, аптечные сети идут в область и раширяют свой ассортимент.

Местные сети выигрывают в цене
По оценкам участников рынка, в Ростове-на-Дону действует около 800 аптек, что делает конкуренцию очень острой. «Ростов — город со сверхнасыщенной аптечной структурой», — сказал Рубен Аванесов, директор ООО «Фармацевт плюс». В качестве яркой иллюстрации сверхнасыщенности рынка генеральный директор ООО «Ростов-Фарм» Павел Пузиков говорит о площади Дружинников, где можно насчитать восемь аптек. «Ни в одном другом городе я такого не видел», — сказал он.
Времена активной экспансии федеральных сетей на ростовский рынок пришлись на 2007–2009 годы. В это время в донскую столицу зашли и укрепились такие сети, как «36,6», «Ригла», «Будь Здоров!». По мнению Романа Гончарова, директора ООО «АМТ», «36,6» и «Ригла» сейчас являются крупными якорными игроками, которые «держат» рынок. В конкурентной борьбе преимуществами федеральных сетей становятся большие обороты и корпоративные стандарты продаж.
В настоящее время наибольшую активность на ростовском рынке демонстрируют местные сети. «Региональные сети — более сильные конкуренты на рынке Ростовской области. Их главное конкурентное преимущество — низкая цена», — считает Рубен Аванесов.

Снижение рентабельности аптеки компенсируют расширением ассортимента
2010 и 2011 годы стали периодом потрясений для фармацевтического рынка. Еще не оправившись от тотального падения спроса в кризис, рынок должен был реагировать на изменения в законодательстве. Кроме повышения отчислений с фонда оплаты труда, затронувшего все отрасли, испытанием для аптечных сетей стало прекращение с 1 января 2011 года действия специального режима ЕНВД для аптек с численностью работников более 100 человек.
По словам участников рынка, это привело к увеличению налоговой нагрузки и росту затрат на администрирование новой системы. Небольшие сети обходят это, дробясь на многочисленные юрлица. «Изменение налогового законодательства заставляет сети делиться на более мелкие юрлица для того, чтобы избежать излишнего налогообложения. Дробясь, аптечные сети снова попадают под налог на вмененный доход», — прокомментировал Сергей Шуляк, генеральный директор компании DSM Group. В Ростове подобный метод используют такие сети, как «Ростфармснаб», «Югфарма».
Возможности применить такую схему лишены крупные федеральные и региональные сети. «Есть сети, которые по своей структуре не могут делиться, сети с госучастием, крупные игроки, которые не могут с точки зрения бизнеса, с точки зрения акционеров разбить свой бизнес на множество юрлиц. У них нет никаких способов компенсировать налоговую нагрузку, особенно в условиях снижения спроса», — рассказал Сергей Шуляк.
Меняющееся законодательство снизило рентабельность аптек в среднем на 1–2%. На это также повлияло удорожание коммунальных услуг, рост цен у производителей, увеличение арендной платы. «Большую роль в рентабельности играет аренда. Если площадь в собственности, то рентабельность может достигать 15%, если нет, то она колеблется от 0,5 до 4%», — отметил Сергей Шуляк.
Дополнительный фактор, влияющий на рентабельность — госрегулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС). Согласно постановлению Региональной службы по тарифам, на препараты группы ЖНВЛС стоимостью до 50 рублей установлена оптовая наценка 15%, свыше 50 руб. — 12%, свыше 500 руб. — только 8,8%. Для сравнения: в Краснодарском крае на все категории препаратов ЖНВЛС оптовая наценка составляет 15%.
Алексей-Скориков-Донфармация-copy.jpgПо словам Алексея Скорикова, генерального директора ООО «Научно-производственная и коммерческая фирма «Донфармация», препараты группы ЖНВЛС могут составлять существенную долю в обороте аптек — до 70%.
Чтобы увеличить рентабельность, аптеки вводят дополнительные услуги, расширяют ассортимент, привлекают к сотрудничеству новых производителей. В частности, участники рынка стараются сформировать широкий ассортимент парафармацевтических перпаратов: косметических средств, БАДов, средств гигиены и ухода за больными. «За последние годы появилось много аптек открытого типа, с большими торговыми залами по 100–200 квадратных метров. В них сопутсвующие товары занимают значительную часть и по площади в торговом зале, и по доле в обороте», — прокомментировал Павел Пузиков.
Но, по мнению экспертов, оживление спроса на парафармацевтические продукты является лишь обратным движением маятника после кризиса: «Во время кризиса этот ассортимент не был востребован совсем. Падение продаж парафармарцевтики в 2009–2010 году очень выражено», — считает Сергей Шуляк.
Участники рынка не ожидают больших изменений в составе крупных игроков в связи с падением рентабельности и перипетиями госрегулирования. Уже сейчас они отмечают, что с рынка уходят аптеки, не входящие в сети. «Сокращение числа аптек в городе естественным образом снизит количество конкурентов,Александра Ромашова, директор ООО "Альянс Мажор" следовательно, существующий объем рынка разделится на меньшее число игроков»— сказала директор ООО «Альянс Мажор» Александра Ромашова.
Есть прецеденты незначительного сокращения числа аптек и у федеральных сетей — в частности, сети «36,6». Эти потери рынка компенсируются открытием новых аптек. «Если в результате госрегулирования аптеки начнут закрываться, потребитель этого не заметит», — считает Павел Пузиков. По его словам, повышение налоговой нагрузки не отразится и на цене лекарств: «Высокий уровень конкуренции в Ростовской области приводит к тому, что цены в регионе — одни из самых низких в стране».

Аптеки уходят в область
В условиях крайней тесноты на ростовском рынке привлекательной для аптечных сетей становится область, где рынок еще не настолько насыщен. «При высоком уровне конкуренции в Ростове один из аспектов расширения бизнеса — это выход в областные города: Таганрог, Новочеркасск, Батайск, Аксай, Азов», — подтвердил Алексей Скориков. По его наблюдениям, в городах-сателлитах присутствуют все региональные сети. Из федеральных — достаточно широкое присутствие в Таганроге и Новочеркасске демонстрирует сеть «36,6», другие федеральные сети в меньшей степени поддерживают этот процесс. Некоторые региональные сети предпочитают полностью работать в области, уходя из Ростова: «У нас есть аптеки в Белой Калитве, Красном Сулине, Шахтах, военном городке возле Новочеркасска», — рассказал начальник управления финконтроля и маркетинга компании "Фармация" Михаил Торопыгин.   
Конкурентами аптек в глубинке становятся фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), которые с вступлением в силу ФЗ «Об обращении лекарственных средств» получили возможность продавать лекарственные средства. По сообщению газеты «Фармвестник», уже к маю 2011 года в Ростовской области 389 ФАПов получили лицензии, и 104 из них занялись реализацией лекарственных препаратов. «Это суррогат аптеки, и он составляет конкуренцию», — рассказал Сергей Шуляк. По его словам, ФАПы не обременены арендной платой, могут предоставить основной перечень товаров потребителям: «Йод, зеленка, аспирин, несколько антибиотиков, но больше и не продается в аптеках в глубинке. В сельских аптеках оборот не превышает 100 тыс. в месяц, а зарплата фармацевта может быть 3–5 тыс. В этих жестких условиях сельские аптеки не смогут конкурировать с ФАПами», — считает Сергей Шуляк. Поэтому сельский рынок не представляет особенного интереса для аптечных сетей, и их движение в область будет ограничено городами.

Рост рынка в Ростове стабилизируется на отметке 10%
Эксперты отмечают значительное снижение темпов роста российского фармацевтического рынка. «Если раньше рынок рос по 25–30%, то сейчас он растет в рублях на 10%. Это рост небольшой, розничный фармацевтический бизнес сейчас малопривлекателен для инвестиций», — считает Сергей Шуляк.
По прогнозам DSM Group, коммерческий розничный рынок в России вырастет на 14% в этом году, в последующие годы будет расти на 12% в рублях и на 1–2% — в упаковках. «Рынок будет сохранять средние темпы роста. 12% в год — это нормальный рост. Европейские рынки растут по 3–4% в год», — сравнил г-н Шуляк.
Как сообщила директор IMS Health Russiа Мария Денисова, объем продаж в Ростовской области в 2010 году вырос на 9% (в ценовом выражении) по сравнению с общероссийским ростом в 7%.
По прогнозам участников ростовского рынка, в дальнейшем регион будет скорее отставать от общероссийского рынка, чем опережать его. Рост будет сдерживать низкая покупательская способность ростовчан, считает Алексей Скориков: «Когда среднемесячный доход граждан на среднем или низшем уровне, то говорить о приобретении дорогостоящих препаратов нет никакого смысла», — считает г-н Скориков. По его наблюдениям, средний чек в Ростове не растет, используются препараты низшего и среднего ценового уровня, заметна ориентация на отечественные дженерические формы, а не на оригинальные торговые наименования.

Возврат к списку

реклама

аренда автоПрокат автомобилей в Ростове-на-Дону Прокат автомобилей в Ростове-на-Дону от 900 рублей в сутки
carental.ru

сочи аренда автоАренда авто в Сочи Кабриолеты и автомобили бизнес класса на прокат в Сочи.
sochi.carental.ru
прокат авто краснодарАренда автомобилей в Краснодаре Аренда авто в Краснодаре без водителя от 900 рублей в сутки !
krasnodar.carental.ru
прокат авто анапаАренда автомобилей в Анапе Прокат авто в Анапе без водителя недорого от 1000 рублей !
anapa.carental.ru
прокат авто адлерАренда авто в Адлере Аренда авто бизнесс класса и кабриолетов в Адлере без водителя !
adler.carental.ru

реклама

новости статьи АвиаБилеты! конференции мероприятия выход в город